Наша республика вызывает интерес у православных всей России и даже мира. Два монастыря мужской и женский - стали местом паломничества многих и многих христиан. И за каждой обителью стоит личность, на которую Господь возложил миссию возрождения традиции монашества и развития тысячелетней истории христианства Осетии. Время пришло.

МОНАСТЫРЬ НА ФОНЕ ГОР

Богоявленский Аланский женский монастырь был образован 12 лет назад, его настоятельницей назначена монахиня Нонна. Все, как предсказал когда-то афонский старец Архимандрит Ипполит (Халин), впервые увидев Наталью Багаеву - журналистку из Осетии. Так и обратился к ней - аланская игуменья. Без преувеличения сотни раз отвечала она на вопрос о своем приходе к вере, к служению, но, проявив истинное образцовое смирение и терпение, сделала это вновь.

"Я была режиссером региональной телекомпании творческого объединения "Алания-телефильм". На тот момент работала над проектом "Портрет на фоне гор". Это был телевизионный журнал о людях, оставивших значимый след в истории Осетии. По роду деятельности, заинтересовалась настоятелем Свято-Николаевского мужского монастыря Архимандритом Ипполитом, к которому из нашей республики приезжало огромное количество людей. Познакомившись со старцем, попросила дать интервью, он сказал - а Вы знаете, что Вы монахиня? Я довольно нетерпимо отреагировала, это было настолько от меня далеко... "Ну откуда можете это знать? Вы впервые меня видите, я не приехала за какими-то чудесами, просто расскажите, почему к Вам народ ездит, откуда Вы знаете, кто я?". А он говорит: "На лбу у монахов крестики светятся, вот и у Вас также". Я ушла, ничего не ответила, подумала -бежать надо, секта".

Но осталась на месяц. И все это время происходила борьба внутри, она присматривалась к монастырской жизни, укладу. Постепенно пришла к мысли - другой жизни уже не представляет. На тот момент Нонне исполнилось 26 лет, за плечами два высших образования, собственный проект на ТВ, одним словом, карьера строилась. Именно тогда тяга к Богу и жажда веры стали столь велики, что перекрыли все остальные желания. Единственное, что хотелось - скорее принять монашество.

"Отец Ипполит в моей судьбе сыграл ключевую роль. Ну мало ли что я читала о православии, в силу образования, полученного на истфаке, что-то знала об истоках христианства и прочее. Но одно дело - знать, как научный работник, и совершенно другое - живой опыт общения с Богом, две совершенно разные категории жизни. То есть, когда вы в сердце ощущаете такую благодать, и все, что раньше казалось важным: карьера, материальное благополучие, семейная жизнь, становится несущественным. И когда ты находишь свое место на Земле, - ты счастлив, пазл сходится. Ты нашел себя и сейчас можешь всем сердцем служить Господу, идти за Ним, максимально принести пользу своей Родине, своим близким".

Матушку Нонну потряс пример старца, духовным светом озарившего ее судьбу. Перед глазами предстал человек с пятидесятилетним опытом жизни нестяжательного монаха, который ходил в одних стоптанных башмаках. Когда он скончался, аланская игуменья просила дать что-нибудь на память из кельи, ну хоть что-нибудь! И услышала: "А что мы тебе дадим, там ничего нет, лишь пара стоптанных башмаков..." Потом, когда зашла в келью старца, сама увидела - старый диван, дровяная печь и больше ничего. При этом он обладал бесконечной широты душой, в которую вмещал весь мир. Люди несли ему бесчисленное множество подарков, но все он раздавал нуждающимся - в одну руку брал, другой отдавал.

АНГЕЛЫ УДИВЛЯЮТСЯ

"Мама благословила не сразу, пыталась понять и принять. Я убеждала: "Мама, знаешь, как я тебя люблю?". Она: "Знаю". "Теперь представь, я осознала, что кого-то можно любить больше, чем тебя.". Вот такая любовь появилась к Богу, для меня самой это стало открытием. Благословляя меня, мама сказала: "Бог тебя мне дал, и Бог вправе призвать на служение к себе". Отец же категорически был против, все время говорил: "Где я упустил в твоем воспитании?". Но, в конце концов, и сам покрестился".

Всегда интересно через личность постичь, как человек приходит к служению Богу. По словам игуменьи, практически у всех на этот случай один ответ -Бог привел. И так оно и есть. Мы разные по прохождению определенного жизненного пути до монастыря, но момент прихода к Господу является неким откровением. Без Его воли и помощи человек не может на себя это взять.

"Ангелы удивляются людям, которые принимают монашество, потому что это противоестественно для человека. В природе людей - искать свою вторую половину, найти ее, создать семью, иметь продолжение. Нужны колоссальные силы для того, чтобы оторваться от мира. Святые отцы постриг в монахи сравнивают с разрывом пуповины в момент рождения ребенка. Потом, когда это случилось, - важно пустить корни в духовный мир, стойко следовать своей вере".

Матушка Нонна мечтала начать свой монашеский путь не в Осетии, а где-нибудь в России, чтобы там ее никто не знал и родня была дальше, казалось, так легче оторваться от мирской жизни. Но Бог управил, что она подвизалась среди тех, с кем в садик ходила, в школу, все рядом. Родственники приезжают, коих много, и Слава Богу. "Так оно честнее, как есть", - признается Игуменья. Да и к тому же, Богу было угодно, чтобы она осталась на родной земле и шла по пути возрождения аланского христианства. Сейчас в женском Богоявленском монастыре большинство монахинь из Осетии. На взгляд его настоятельницы, жизнеспособность монастыря как раз и заключается в присутствии местных кадров. А уникальность - в возрожденном аланском монашестве.

ПО-ГОРСКИ

"Наша народная ментальность ни в коей мере не находится в противоречии с православием. Наоборот, православие было настолько органично для осетин, что они совершенно спокойно его принимали. Даже когда мы не знали православия, внутренняя семейная ментальность в нас воспитывала традиционных осетин именно с православным уклоном".

В женском Богоявленском монастыре проходят службы на осетинском языке, здесь изучают жития наших святых, стены монастыря украшают первые фрески с аланскими святыми. Когда-то Осетия была Аланией, где приняли христианство даже раньше Руси. Это целый пласт осетинской истории, который нужно поднимать и делать достоянием народа.

"Мы очень интересны для России, вообще для верующих людей. Есть постоянные паломники из Петербурга, Москвы, которые часто приезжают, живут подолгу, привозят друзей своих и потом пишут красивые "скучательные" письма. Не раз говорила, что можно было бы сделать паломнические маршруты в Осетии, по нашим святыням, было бы здорово их восстановить, чтобы они не находились в таком печальном виде. Я, например, когда дохожу до Нузальской церкви, всегда целую ее стены, потому как это величайшая святыня. Когда осознаешь, что до тебя здесь молились сотни, тысячу лет назад, по-особенному проникаешься духовной атмосферой. Православие было государственной религией Алании, объединяющей силой. Это период наиболее глубоких связей с Константинополем, Византией. Если вы когда-нибудь слышали византийское церковное пение, поймете, что оно близко к осетинской героической песне. Очень красиво, сурово, строго, я бы даже сказала, по-горски".

ПО УСТАВУ

Сам же уклад жизни в Аланском женском монастыре ничем не отличается от любой другой святой обители. Встают насельницы в 5.30, в шесть - на утреннюю молитву: полуношница, часы Литургии. После утренней трапезы расходятся на послушания. Оно у всех разное - кто шьет и вышивает, кто пишет иконы, две сестры занимаются реабилитационным Центром (открылся в монастыре после трагических событий в Беслане - прим. ред.), кто Псалтирь читает, паломников принимает, трапезу готовит. В четыре вечера насельницы собираются на вечернюю трапезу, в пять - начинается вечернее богослужение, которое длится обычно до восьмидевяти часов. Ужин - по желанию. Далее сестры расходятся и совершают келейное правило, у каждого монаха оно свое - обязательная молитва, совершенная наедине с Богом, которая длится от двух и более часов. Потом все ложатся спать. Раньше здесь было и свое хозяйство, скотный двор, но животных пришлось на время отправить в Мужской монастырь. Есть и своя церковная лавка.

"Мы живем, практически как все церкви и монастыри, в значительной степени за счет реализации церковной утвари и пожертвований. В церковной лавке представлен труд монастырских рукодельниц - крестильные наборы, священнические облачения, четки, мед, чай, одним словом, плоды нашей работы. Как святые говорят, нужно грести двумя веслами: одно весло - труд, другое - молитва, вот так и плывешь потихоньку на лодочке спасения. Конечно, этих средств не хватило бы, чтобы строиться, нам существенно помогают жертвователи. Есть определенное понимание того, сколько можем заработать сами. Пожертвования никогда не учитываются как бюджетная часть, потому что никогда не знаешь, сколько они могут составить. Самим сестрам надо очень мало, если бы кормили только себя и оплачивали лишь свои потребности, проблем бы не было никаких. Но мы миссионерского плана монастырь, постоянно принимаем людей, у нас всегда кто-то гостит, содержим программу реабилитации Детского центра".

МЕСТО ДУХОВНОЙ ТИШИНЫ

Три основных обета дает монах при постриге - это обет целомудрия, послушания и нестяжания. Он не имеет права иметь семью, какое-либо имущество и добровольно должен воспитывать себя в послушании.

Но у Матушки Нонны, как у настоятельницы женского монастыря,круг обязанностей гораздо шире, на ее плечах лежит забота обо всех насельниках и постояльцах обители и возведение на месте руин советских построек монастырского комплекса. Так, начиная с 2004 года, с момента основания Богоявленского Аланского женского монастыря, здесь не прекращаются строительные работы. Сегодня при монастыре есть храм, корпус для паломников, монастырские мастерские, трапезная, отдельный корпус с сестринскими кельями, строятся Богоявленский собор и Реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах и боевых действиях. Его строительство началось практически сразу после образования самого монастыря. Центр не имеет медицинской направленности, перед ним стоит другая задача - чтобы дети находились в атмосфере духовной тишины, это место, где люди стараются жить по Божьим заповедям.

"Специально ездили в Санкт-Петербург, работали с профессиональными психологами по выработке реабилитационной программы. Идея довольно простая

- окружить ребенка любовью. Самое главное, что в Центре происходит, - ребенок оттаивает. Никто никого ни за что не ругает. Были разные случаи: одна девочка в приступе агрессии разбила стекло двери кулаком. Другой ребенок семь дней просидел в углу, наблюдая за остальными детьми, ни в чем не принимая участие. Постепенно удалось вывести его из этого состояния, и в последующие приезды он вел себя исключительно как лидер. Однажды отец привез ребенка, бывшего в заложниках бесланской школы, со словами: "Я тоже здесь буду, помогите сыну, а мне про Бога ничего не рассказывайте". А мы и не рассказываем, спросят - расскажем, нет - так нет. К концу реабилитационного курса, на трапезе, когда читали молитву, отец ребенка перекрестился. Вот такие маленькие достижения, которые, на первый взгляд, кажутся незаметными, но в действительности - колоссальные ".

После грузинской агрессии в августе 2008 года через Центр прошли дети из пострадавшей Южной Осетии. Как любят говорить монахини - на территории монастыря две Осетии уже давно объединились.

Здесь принимают детей из малоимущих, а также многодетных семей, из семей, где проблемные родители, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Руководит Центром мать Георгия (Бестаева) с большим воспитательным опытом. Помогают священнослужителям и повзрослевшие бесланские дети на волонтерской основе. Работают и светские люди. По наблюдениям матери Георгии, порой у этих детей есть все - от компьютера до личной комнаты, но нет главного - общения. Самое ценное, что дети получают в Центре - их слышат. Работа ведется и по принципу инклюзивного образования. Три года назад Центр занялся детьми-аутистами, которым прежде в должной степени никто не уделял внимания. Для организации этой работы приглашались специалисты из Москвы. За шесть лет деятельности Центра помощь получили более пяти тысяч детей.

"Дети по-особенному относятся к церкви, и Бога чувствуют гораздо искреннее, чем большинство взрослых. Они, знаете, как разговаривают с Богом, а Господь их как слышит! Среди детей, здесь побывавших, были и мусульмане, и протестанты, и представители других религий. Никогда, по Божьей милости, не возникало конфликтного вопроса ".

"СТАРЕЦ"

В строгом укладе монастырской жизни нашлось место и некогда полученным профессиональным навыкам аланской игуменьи. Благодаря режиссерскому образованию Матушка Нонна выпустила в свет документальный фильм "Старец", удостоившийся множества наград и тепло принятый публикой. Лента посвящена Архимандриту Ипполиту, который, ни разу не ступив на осетинскую землю, сыграл выдающуюся роль в возрождении монашества в Осетии-Алании.

"Сейчас непростое время, войны, противостояния, экономические проблемы. В большой степени свою роль в мире, идущему по пути разложения, играет и телевидение. Фильм "Старец" был создан в монтажной студии при Богоявленском монастыре. И стал своеобразным ответом на тот негатив, который льется с экранов телевизоров. С разными заботами приходят люди в дом Бога. Но вера, безусловно, дает колоссальное количество сил для борьбы с агрессией внешнего мира. У православного, да и вообще у верующего человека, настрой жизненный такой, что он ничего не боится - ни войны, ни каких-то катаклизмов, боится одного - без Бога остаться. Господи, лишь бы Ты со мной был, а с Тобой и в аду рай.

Условия жизни человека могут быть разными, как и социальный статус, а суть всегда одна - либо ты состоялся как человек, либо нет. После сентябрьской трагедии меня часто спрашивали: "Где был Бог, когда такое происходило?". Я тоже этот вопрос задала дорогому для меня священнослужителю, отцу Андрею Сикоеву, который служит в Берлине. На что получила ответ: "Он был с теми, кто страдал, Он с ними сидел в зале...". Это не значит, что Бог нас оставил или наказал, или хочет какой-то мести. Господь - это любовь, из Его ран также течет кровь, как и две тысячи лет назад на кресте. Это вечное распятие за нас..."

Фариза ХАДАШЕВА, Галина ТХОСТОВА

Фотограф - Артур ГАГЛОЕВ

Источник текста

Часть материала опубликована на etokavkaz.ru