Богослужение возглавлял иеромонах Савватий (Томаев), сослужил ему иерей Илларион Хайманов. Вместе с насельницами монастыря помолиться за праздничной Литургией собрались прихожане монастыря и паломники из разных городов и сел нашей республики.

 

Традиционно в день праздника Преображения верующие приносят в храмы фрукты и овощи нового урожая, воздавая тем самым хвалу и благодарность Господу за Его милость. С этой традицией связано русское народное название праздника Преображения «Яблочный спас». По окончании Литургии священнослужители освятили приношения прихожан, после чего всех верующих пригласили на праздничную монастырскую трапезу.

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа относится к двунадесятым, то есть к 12 главным церковным праздникам, связанным с событиями земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в честь Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.

 

Об этом чудесном событии нам повествуют три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки. Незадолго до Своих крестных страданий Господь явил троим ближайшим ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, славу Своего Божества.

Он взошел вместе с ними на высокую гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики, утомленные восхождением, заснули. Пробудившись, они увидели, что лицо Спасителя просияло, как солнце, а одежды Его сделались белы, как снег. С небес явились к Нему большие из пророков, Моисей и Илия, и беседовали с Ним. Сердца учеников наполнились неизреченной радостью. Не сдержав порыва восторженной души, Петр воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако, из которого раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" Ученики в страхе пали на землю. Господь подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда сходили с горы, Христос повелел никому не рассказывать о виденном, пока Он не воскреснет из мертвых.

 

Гора Фавор. Из архива Аланского Богоявленского женского монастыря
Гора Фавор. Из архива Аланского Богоявленского женского монастыря


Несмотря на то, что событие Преображения Господня совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, православной церковью оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября (14 сентября по старому стилю), когда Церковь вновь вспоминает страдание Спасителя на кресте.

 

Торжества в честь праздника Преображения Господня были установлены в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах. Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх, который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый – пророкам Моисею и Илии, левый – великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

 

Сестры монастыря и многочисленные паломники, приезжающие на Фавор в день праздника Преображения, свидетельствуют, что ежегодно во время праздничного Богослужения легкое облако неизменно осеняет фаворскую вершину, как это происходило в момент преображения Спасителя.

 

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.



В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

При подготовке материала использована информация РИА-Новости.