Сегодня Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. События, которые вспоминаем мы сегодня, происходили в Иерусалиме в 326 году. Императрица Елена (мать императора Константина) отправилась в нелегкий путь из Константинополя на Святую Землю на поиски Креста Господня. Чем же был крест для людей того времени и лично для императора Константина и императрицы Елены, если она в возрасте 80-ти лет отважилась на такое небезопасное дальнее путешествие? 

Готовясь к сражению с императором Максентием, равноапостольный Константин (к тому моменту еще не будучи крещеным, но воспитанный в уважении к христианам) вместе со своим войском увидел чудесное явление Креста Господня в небе с надписью: «Сим побеждай». Войско Константина пришло в недоумение, поскольку языческий Рим того времени воспринимал крест как позорное орудие казни. По этой причине необычное явление было воспринято воинами как дурное предзнаменование. Но Господь продолжал укреплять Константина, явившись ему во сне и повелев создать Крестное знамя, которое поможет императору победить соперника. Выиграв битву под знаменем Креста, император Константин стал полновластным правителем западной части Римской Империи, впоследствии всеми силами помогая христианству беспрепятственно распространяться. Глубоко почитая Крест Христов, убедившись в его силе, император пожелал найти тот самый Крест, на котором был распят Спаситель, и отправил императрицу Елену в город под названием Элия Капитолина, построенный на развалинах завоеванного Иерусалима. Под руководством императрицы и Патриарха Макария были произведены раскопки у Голгофы и найдены древо Креста, табличка с указанием вины и гвозди. В тот же день от прикосновения ко Кресту произошли чудеса исцеления и воскресения, которые стали свидетельством победы жизни над смертью. Патриарх Макарий и императрица Елена поднимали, воздвигали Крест, а люди поклонялись ему, произнося молитвы и восхваляя Господа. 

Равноапостольная императрица Елена вернула Иерусалиму его историческое название, приказала разрушить языческие капища, воздвигнув на их месте христианские храмы. Многие свидетели этих событий уверовали и приняли крещение.

В этой истории мы можем разглядеть, как язычники, имевшие страсть к философским учениям и красноречию, люди , для которых одна мысль о том, что Сам Бог может быть распят на Кресте, казалась безумием, этим безумием и убеждаются. Так же как и иудеи, наблюдавшие за воздвижением Креста, убеждались в его силе, ранее считав распятие признаком слабости ( 1кор 1:22-23).

Что есть Крест для нас? Как говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский , Крест - это мера любви. Если мы представим, будто наш самый близкий и лучший друг отдал жизнь за нас прямо у нас на глазах и не просто, а подвергшись страшным мукам абсолютно добровольно, сможем ли мы жить дальше так, будто ничего не произошло, не неся никакой ответственности перед человеком, принёсшим за нас самую большую жертву? Таким образом, Крест разделяет не только историю человечества, но и жизнь лично каждого из нас на до и после. Возможно, это именно тот рубеж, перейдя который мы уже никогда не станем прежними, побеждая в себе ветхого человека, который ищет доказательства и логику в делах Божьих, не желая смириться перед таинственным Его промыслом.