Мощи святых мучеников Шалвы и Элизбара Ксанских были принесены в дар Аланскому Богоявленскому женскому монастырю в 2008 году известным в Осетии-Алании и за её пределами ктитором и благотворителем Владимиром Короевым.
Мощи были помещены в ковчег, сестры обители написали образ трех мучеников. Святыни открыты для поклонения в Архангельском храме обители.
Особый интерес православных Осетии и осетинских историков к святым мученикам Ксанским связан с тем, что согласно практически всем историческим источникам, эриставы Ксанскиепроисходили из осетинского царского рода Сидамонта, три представителя которого - Ростом, Бибила и Цитлосан с 70 слугами - переселились в Грузию еще в царствование Фарасмана VI (542-557 гг.) (Памятник эриставов начала 15 века. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России//СМОМПК, 1897. Вып. XXII. С. 193.и др).
Святые славные мученики Бидзина Чолокашвили и Шалва и Элизбар, эриставы Ксанские, пострадали за веру Христову в эпоху нашествий на Закавказье персидского шаха Аббаса II во второй половине 17 века.
Святой благоверный князь Бидзина Чолокашвилислужил при дворе Кахетинских царей. В те времена Восточная Грузия томилась под игом мусульман-персов. Захватчики оскверняли храмы и проливали реки христианской крови. Бидзина, всей душой стремясь защитить Церковь и народ Божий, призвал на помощь своих родственников Элизбараи его племянника Шалву, князей Ксанских с их отрядами. Они подняли восстание, дабы освободить страну от персидского господства. Доблестные военачальники одержали первую победу в битве при Ахмете (15 сентября 1659 г.). Однако удача недолго сопутствовала им. Персидский шах Аббас II (1642–1667) приказал Картлийскому царю Вахтангу V (1658–1675) принявшему ислам и известному под именем Шах-Наваза, выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление.
Когда святых связанными представили шаху, то на обычный вопрос о вероисповедании отвечали, что они христиане. Они заявили, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание.Персидский властелин предложил им перейти в ислам, но они отказались и горячо свидетельствовали о вере во Христа. Тогда их раздели и выставили под лучи солнца и укусы насекомых. Поскольку решимость святых оставалась неколебимой, один из вассалов шаха, Селим Хан, приказал отрубить головы святым Шалве и Элизбару, надеясь этим испугать Бидзину. Но тот воскликнул: «Нет ничего сладостнее смерти за Христа!»
Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзину, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахети султану Алдаранскому, жившему тогда в Исфахане. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и было незамедлительно исполнено. На глазах Бидзины палачи рассекли пополам и обезглавили дядю и племянника. Бидзину же шах велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзина не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: ему постепенно отрезали куски тела, начиная с рук и ног, но святой продолжал молиться. После всего ему проткнули сердце копьем и обезглавили.
Это событие совершилось 1 октября 1660 года. Тела святых мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. По прошествии некоторого времени после казни мучеников "по Промыслу Божьему, некий татарин, уроженец той страны, в которой испытали меч скончании сии святые мученики, позвал некоего армянина, который знавал при жизни сих святых, эриставаЭлисбара и Шалву, армянин тот. Поведал ему оный татарин, а именно: "Очами моими видел я странный и ужасно дивный свет там, где лежат сии святые люди Божьи". И был оный сарацин малостьверовавшим в виденное сияние". Затем названный армянин пошел "и поведал (о том) супругам оных мучеников". Возрадованные вдовы "отправили обратно того же армянина и двух своих слуг ... и забрали они святые оные мощи, тайно, из-за страха перед безбожниками" и немного сопровождаемые упомянутым татарином, армянин и слуги вдов убиенных принесли святые мощи в епископскую церковь в Никози. Через некоторое время мощи были с честью погребены в Икортском храме (Цхинвальский район Республики Южная Осетия).
В середине 90-х годов духовенство Южной Осетии по благословению священноначалия (тогда приход Цхинвальского храма Рождества Богородицы входил в РПЦЗ) провел чин обретения мощей.Мощи были торжественно перенесены в Цхинвал, где находятся и доныне.
Литература:
1.Памятник эриставов (ПЭ), созданной между 1405/6 — 1410 гг. в Ларгвисском монастыре Григолом Бандас-дзе.
2.Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России//СМОМПК, 1897. Вып. XXII. С. 193.и др).
3.Баратов С. История Грузии. СПб., 1871. Тетрадь II. С. 47-48.
4 . Виссарион Орбелишвили. Похвальное слово святым мученикам Бидзине, Шалве и Элисбару и сведения об их мученичестве". https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40045.htm
5. М. П. Сабинин. Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви.